С какого возраста можно наказывать ребенка

Рассмотрим с какого возраста можно наказывать и как наказывать ребёнка.

С какого возраста можно наказывать ребенка

1 Крохе 0-3 года
В этом возрасте у малыша не до конца сформирован левый отдел головного мозга, отвечающий за логику и речь — потому ребенок еще не воспринимает слово «нет».

Собственно, и баловаться он еще не вполне научился. То, что мы зачастую считаем непослушанием — беготню, крики или настойчивое требование чего-либо — на самом деле естественная потребность малыша на данном этапе развития. В раннем возрасте он еще не разграничивает себя и окружающий мир и уверен, что все, ему необходимое — еда, ласка, развлечения — должно поступать бесперебойно и без промедлений. Так и должно быть в идеале.

Поэтому психологи вообще не советуют наказывать детей в этом возрасте. Если они и не хотят чего-то делать, например, собирать игрушки — их лучше заинтересовать (предложить складывать разбросанные предметы в яркое ведерко) — и инцидент будет исчерпан. Конечно, эти методы воспитания требуют от родителей больше времени и терпения, чем банальный шлепок по попе.  Однако от последнего толку будет немного: малыш запомнит недовольство мамы, но что послужило этому причиной и, соответственно, чего делать нельзя — вряд ли.

2  Малышу 3-6 лет
У малыша уже появилось осознание собственного Я. Начинается утверждение своего отличия от других людей, а понятия – «это мое», «я сам» являются исключительной ценностью.  Кроме того, он на практике пытается определить, где же заканчиваются границы его Я, проверяет  родителей на прочность, чтобы понять, до какой степени ими можно манипулировать.

Нередко родители при этом совершают две ошибки:
Первая — выполнение всех прихотей ребенка, попустительство, что чревато потерей авторитета и взращиванием эгоизма.

Вторая — наоборот, жесткое пресечение «неправильного» поведения, которое в итоге приводит к пассивности ребенка или же к неуправляемому поведению: таким образом он ищет дополнительные методы воздействия на родителей.

Стоит придерживаться золотой середины: говорить нет, объясняя, почему, а наказывать за все без разбору. Однако совсем без наказаний все же не обойтись — они необходимы в ситуациях, когда вследствие непослушания ребенку или окружающим грозит опасность: например, он перебегает дорогу на красный свет. Можно отругать, даже отшлепать — если это происходит крайне редко, чадо хотя бы из-за такой исключительности обратит внимание на происшедшее и поймет, что так на самом деле делать нельзя.

3 Ребенку 6-12 лет
В этот период у ребенка формируется характер, который еще можно изменить путем поощрений и наказаний. При этом если до сих нор воспитательный процесс был организован правильно, телесные наказания перестают быть нужными, моральные же не утрачивают смысла. Важно показывать, как проступки ребенка наносят ущерб другим людом, и как хорошие дела приносят радость.

Действенно и так называемое естественное наказание — когда расплата за содеянное наступает сама собой и как бы без родительского участия: ребенок упорно отказывается делать уроки, и получает заслуженную двойку. Раньше детей часто ставили в угол — это эффективно, если весь процесс не сопровождается нравоучениями.

А вот игнорирование — не лучший метод, поскольку может быть направлено не столько на поступок, сколько на самого ребенка. Оно полезно только в случае демонстративного поведения (истерики). В первую очередь стоит задуматься, почему ребенок поступает плохо — бывает, таким образом он просто пытается привлечь внимание.

1  Подростку 13-16 лет
Характер чада уже сформирован — в него можно вносить только небольшие коррективы. Подросток уже отлично понимает,  что его проступок влечет последствия, в том числе наказание. Для поддержания порядка в семье возможно наказание в виде запрета на определенные удовольствия: пользование компьютером, прогулки с друзьями. Но с этим важно не переборщить — иначе ребенок будет чувствовать себя ущемленным.

Важно помнить: не смотря на то, что в этот период для подростка важнее всего авторитет в компании друзей, родители по-прежнему остаются значимыми людьми. Поэтому так важно успокоиться и попытаться наладить диалог. Многие пробуют «наказывать трудом»: получил двойку — неделю мой посуду.
Однако этот метод эффективен только на первый взгляд, на деле же он приводит к тому, что ребенок лишается произвольности в наиболее значимых для человека сферах: труде, учении, познании — и начинает тихо ненавидеть эти занятия.

О физических наказаниях
Из излюбленных в недавнем прошлом методов воспитания они превратились сегодня в табу для большинства родителей. Аргументов масса: битье унижает и запугивает ребенка, превращает его в послушный, но безвольный «винтик». Все это так. Но как тогда расценивать известное выражение из Библии: «Не жалей розги для сына своего»?

В чем секрет? «Если физическое наказание сопряжено с любовью (когда бьют любя), оно переносится достаточно спокойно и легко. И не вредит развитию личности ребенка, ведь эта слабость — обратная сторона силы родителей, их любви. Если же, наоборот, физическое наказание — отражение родительской нелюбви, что всегда чувствуется, или же применяется неоправданно часто — это имеет лишь негативные последствия для личности ребенка.
Вообще, очень важен баланс между любовью родителей и наказанием (лишением любви).

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий