Поощрение и наказание детей

Надо ли наказывать ребенка, или можно обойтись без этого?  
Над подобным вопросом ломали головы педагоги всех времен и народов. И пришли к выводу, что надо — ведь для того чтобы ребенок в будущем стал разумным и адекватным взрослым, ему важно узнать, что такое хорошо и что такое плохо.

Поощрение и наказание детей

Кнут и пряник
В воспитании детей применяются два механизма: поощрение и наказание. Одними «пряниками» обойтись никак нельзя — увы, ребенок далеко не всегда совершает хорошие поступки. А если закрывать глаза на плохие, у маленького человечка не сформируются правильные моральные понятия, зато разовьется эгоизм. Кроме того, ребенок, всем капризам которого потакают,  чувствует себя в опасности! Такой ребенок в глубине души боится окружающего мира и изобретает собственные способы защиты от него — например, начинает болеть — особенно в периоды перемен: когда идет в школу, меняет место жительства.

Поэтому наказания должны иметь место, но помните — это, прежде всего, сигнал ребенку о том, что он потупает не так, как надо. И посыл должен быть позитивным — даже наказывать надо с любовью! И справедливо. Тaковым можно считать наказание, которое малыш получает, нарушив правила, озвученные родителями. Обычно он переносит это вполне спокойно.
При несправедливом же наказании ребенок чувствует обиду и не понимает его смысла. И зачастую за этим стоит не конкретный проступок чада, а особенности внутреннего состояния самих родителей: например, усталость и раздражительность, вызванная проблемами на работе.
В результате малыша наказывают за то, на что обычно не обращают и малейшего внимания (например, за разбросанные игрушки), а тот, помимо обиды, чувствует замешательство из-за столь непоследовательного поведения взрослых.

Как же наказывать, чтобы из этот был толк?

Правила
НАКАЗАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ВРЕДИТЬ ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА  — как физическому, так и психическому. Если есть сомнения, наказывайте или нет — не наказывайте. Никакой профилактики и выговора на всякий случай!

БЕЗ УНИЖЕНИЙ!  Ни в коем случае не наказывайте в присутствии посторонних — это унизительно.

НЕ ПЕРЕХОДИТЕ НА ЛИЧНОСТИ : можно порицать проступки наследника,  например, его шалости в школе, но не подвергать сомнению его собственную ценность, заявляя: «И зачем ты только родился?»
Кроме того, постоянное внушение ребенку «ты плохой» приводит к тому, что он сам начинает в это верить.

ВЫБИРАЙТЕ ВРЕМЯ : не наказывайте ребенка, если он болен или перенес стресс, у него что-то не получается, он ест, спит, сразу после пробуждения, когда нам непонятны мотивы его поступка — надо сначала разобраться! И не наказывайте, если вы устали или огорчены — как говорится, под горячую руку.

ЗА ОДИН РАЗ — ОДНО НАКАЗАНИЕ: оно должно соответствовать одному проступку. Наказывая за что-то, не поминайте старого. И еще — наказывайте по свежим следам: запоздалое наказание не принесет ничего, кроме горькой обиды.

ЗА НАКАЗАНИЕМ ДОЛЖНО СЛЕДОВАТЬ ПРОЩЕНИЕ!

Поделиться с друзьями
Добавить комментарий